Гродненский крепостной авиаотряд. 28-й КАО

 

В гарнизон российских крепостей накануне Первой мировой войны входили авиационные отряды. Их целью было проведение воздушной разведки в интересах крепости.

В 1913 г. в связи с выполнением программы усиления армии Главное управление Генерального штаба приняло решение о переформировании воздухоплавательных и авиационных частей и созданию новых. Особое внимание  при этом уделялось полевым и крепостным инженерным, железнодорожным и воздухоплавательным войскам, формированию новых частей, развитию авиационных частей и организации автомобильных частей. В связи с этим предполагалось сформировать 19 авиационных отрядов, из которых 8 в крепостях Брест-Литовск, Ковно, Гродно, Осовец, Севастополь, Новогеориевск, Карс и Владивосток. Согласно новой табели в авиаотряде должно быть 8 собранных аэропланов и 8 в разобранном виде (в ящиках). Лошади и конский обоз отменялись, зато обязательным было наличие одного легкового и одного грузового автомобиля. Таким образом, в 1913 году было принято решение о формировании Гродненской крепостной воздухоплавательной роты и крепостного авиаотряда на основе новых правил.

В конце ноября 1913 года при Гродненской крепостной воздухоплавательной роте был образован авиаотряд, который получил наименование – «Гродненский крепостной авиаотряд». В командование крепостным авиаотрядом вступил штабс-капитан Алексей Яковлевич Брандт. Вместе с крепостной воздухоплавательной ротой и крепостной жандармской командой это была часть, сформированная в крепости Гродно ещё до начала войны. Следует заметить, что в Гродно это была не первая авиационная часть. Ещё раньше в нашем городе появился авиаотряд при 5-й воздухоплавательной роте, а первый аэродром появился в Занеманском форштадте, в районе современной улицы Победы.

Авиаотряд, по штату мирного времени, состоял из двух отделений и отрядной мастерской. В состав отряда должны были входить: 6 офицеров, 42 нижних чина и 2 нестроевых нижних чина. В штат авиаотряда включались офицеры:

- начальник отряда – 1,

- младшие офицеры летчики – 5

- нижние чины: старшие унтер-офицеры – 6 (из них 3 летчика, из которых старший в команде нижних чинов заведует отрядной мастерской, остальные 3 – мотористы), младшие унтер-офицеры – 3 (мотористы), ефрейторы – 8 (хозяева аэропланов), рядовые – 25 (из них 6 денщиков), мастеровые старшего разряда – 1, младшего – 1.

Имущество для крепостного авиационного отряда начало поступать в Гродно ещё в конце 1913 г. На формирование авиаотряда Центральным воздухоплавательным складом было выделено «7 аппаратов «Фарман»-XVI Русско-Балтийского вагонного завода с моторами «Гном» в 80 л.с. и грузовой автомобиль, с положенными к нему принадлежностями и запасными вещами из авиационного отряда при 5-й воздухоплавательной роте». Семь аэропланов «Фарман-XVI» успешно прибыли в Гродно, ожидались получить еще девять (напомним, что всего планировалось иметь 16 аэропланов: 8 собранных и 8 в разобранном виде). Самолёты марки «Фарман» были разработаны французскими братьями Анри и Морисом Фарманами. Эти самолёты были очень популярны в России. Аэропланы «Фарман» оснащались двухместной гондолой. Второе место (располагалось оно спереди) могло использоваться для наблюдения или же бомбометания, что было весьма удобно. Винт на самолётах этого типа был расположен сзади гондолы, поэтом для наблюдателя создавались идеальные условия. Самолёты «Фарман-XVI», имевшиеся на вооружении Гродненского авиаотряда начали выпускаться в 1913 г. Они относились к типу полуторапланов (верхние крылья больше нижних).

                                                                          Farman F.-XVI  авиационного отдела ОВШ. Гатчина, лето 1913 г.

Первоначально крепостной авиаотряд расположился на аэродроме в Занеманском форштадте, недалеко от летних лагерей 26-й пехотной дивизии, где располагался авиаотряд при 5-й воздухоплавательной роте. Однако оказалось, что имеющиеся там ангары для аэропланов «Фарман-VII» (находились на вооружении авиаотряда при 5-й воздухоплавательной роте) слишком малы для новых самолётов. В январе 1914 г. начальнику штаба Гродненской крепости генералу Лащилину докладывал начальник авиаотряда штабс-капитан Брандт: «…Между тем ангары, которыми теперь приходится пользоваться, далеко не удовлетворяют своему назначению. Построены они с расчетом на один год, а служат уже два, не имеют пола и вообще построены весьма не солидно. За это время они уже подвергались капремонту, и все же последняя комиссия в январе сего года признала их отчасти пригодными на самый незначительный срок при условии ремонта теперь же и в то же время выразила опасения за их целостность во время сильного ветра. Кроме того, ангары эти построены для «Фарман-VII», где размах крыльев 12 м. У «Фармана-XVI», которыми снабжен крепостной авиаотряд размах крыльев 14 м, поэтому гнезда ангара малы, аппарат приходится выносить на руках, что часто ведет к поломке аппарата. Кроме того, этих ангаров не хватает на все аппараты отряда. Ангары не имеют пола, благодаря чему находящиеся в них аппараты подвергаются сильному действию сырости, что крайне вредно отзывается на аппаратах».

Имеющееся взлётное поле в Занеманском форштадте было небольшим и неудачно расположенным для аэропланов и могло удовлетворять только характеристикам аэроплана «Фарман-VII». Использование этого поля выявило следующие недостатки: «Отведенное ныне место под аэродром вблизи лагеря 26-й пд, как показало годичное им пользование, позволяет вести только крайне сокращенную практику, т. к. не допускает взлета и спуска в произвольном направлении, а только вдоль передней линейки лагеря, ввиду того, что весь аэродром расположен на косогоре, упираясь с одной стороны в старый форт (земляной форт № III, у Францисканского кладбища – авт.), а с другой примыкает к самому лагерю с его постройками и высокими деревьями. Спуски затрудняются еще постоянным неизбежным нахождением даже на самом аэродроме не только отдельных нижних чинов, но и войсковых частей, следующих на учения или возвращающихся с них. Кроме того, в непосредственной близости к аэродрому и именно в направлениях обоих единственно возможных вылетов и спусков имеются по глубокому пересекающему путь оврагу. Все эти условия не позволяют вовсе вести практику в сумерки и ночью и крайне затрудняют ее при сколько-нибудь сильном ветре,.

Для крепости были необходимы один большой аэродром и несколько секторальных взлётных площадок. Поэтому ещё в апреле 1913 года была создана специальная комиссия для выбора площадок и поля для основного крепостного аэродрома. В состав комиссии вошли: командир 26-й артиллерийской бригады генерал-майор Мамонтов, начальник авиаотряда при 5-й воздухоплавательной роте штабс-капитан Карпов и военный инженер подполковник Антонов. Итогом работы комиссии было решение о расположении будущего крепостного аэродрома на поле у фольварка Чеховщизна между двумя железными дорогами и р. Лососной размером около 92 десятин. Секторальные площадки было решено разместить в следующих местах:

– в западном секторе между д. Адамовичи и шоссе, примыкая своей восточной частью к проселочной дороге Адамовичи – Барановичи;

– в южном секторе в районе форта № XI возле дороги на д. Лунно, примыкая своей длинной южной стороной к Бузыловскому лесу;

– в восточном секторе в районе форта № Х между Лидским шоссе и старым трактом на Скидель, восточнее корчмы Рубановка;

– в северном секторе между д. Переселка и грунтовой дорогой из Гродно на д. Грандичи, примыкая своей короткой стороной к проселочной дороге к р. Неман.

Однако на протяжении 1913 года строительство и обустройство нового аэродрома и секторальных площадок так и не было начато из-за отсутствия необходимых средств (деньги на строительство аэродрома не были запланированы в смете расходов на крепостное строительство на 1913 год). К тому же некоторые возражения были у постоянного члена Инженерного комитета Главного Инженерного Управления генерала Кирпичёва. Только 27 марта 1914 г., уже после формирования авиаотряда, был утвержден генеральный план крепостного аэродрома и Военный Совет разрешил постройку специальных помещений для авиачастей в Гродненской крепости на сумму 135 000 рублей.

                                                                                                                    Гродно. Аэродром

В связи с переформированием 5-й воздухоплавательной роты и формированием крепостной воздухоплавательной роты и авиаотряда потребовались помещения для 16 офицеров и 206 нижних чинов по штату и 1 офицера и 11 нижних чинов сверх штата. Это привело к расширению казармы на Скидельском шоссе в Гродно (сейчас казармы Гродненской пограничной группы), в которой располагались 5-я воздухоплавательная рота и авиационный отряд при ней.

                                                                                    Казарма воздухоплавательной роты и авиаотряда

По распоряжению начальника штаба Гродненской крепости работы по аэродромному обеспечению были ускорены. Военный инженер штабс-капитан Бабаев приступил к разработке проектов строительства ангаров для 16 аэропланов «Фарман-XVI» (8 собранных на аэродромном участке в Чеховщизне, и 8 в разобранном виде на крепостном участке Валюши (сейчас Фолюш)). На 1914 год было запланировано подготовка поля для крепостного аэродрома у дер. Чеховщизна (сейчас это поле гродненского аэроклуба). К лету 1914 года аэродром был готов.

В 1914 году в составе Гродненского крепостного авиаотряда находилось 6 исправных двухместных аэропланов «Фарман-XVI» производства Русско-Балтийского вагонного завода с двигателями в 80 л.с. (из первой поставки). В числе офицеров Гродненского крепостного авиаотряда в апреле 1914 г. значились: штабс-капитаны Брандт (командир отряда) и Компанейцев, поручик Шоманский и подпоручик Лемешко.

Первая мировая война застала Гродненскую крепость в стадии строительства. Форты и опорные пункты только создавались. Постоянного гарнизона ещё не было. Однако крепостная воздухоплавательная рота и авиаотряд были готовы к боям. В 11.30 дня 20 июля комендант крепости подписал приказ по крепости Гродно № 117 о занятии Гродненской укреплённой позиции войсками гарнизона. Впервые на укрепления крепости приходили воинские части. I и II отделы обороны должны были занять подразделения 1-й бригады 26-й пехотной дивизии. Крепостной авиационный отряд должен был быть готов к проведению воздушной разведки.

С первыми боями мировой войны самолеты «Фарман» Гродненского крепостного авиаотряда приняли активное участие. Они были задействованы в проведении разведки для войск 1-й армии генерала Ренненкампфа, действовавших на территории Восточной Пруссии.

Уже в начале сентября дивизии 1-й армии попали под германский удар. Бои войск II корпуса разгорелись в районе германской крепости Летцен, в дефиле Мазурских озёр. Германская авиация проводила регулярные разведывательные полёты над позициями II корпуса. Именно здесь действовали аэропланы «Фарман» Гродненского крепостного авиаотряда, которые с лётчиками и наблюдателями были откомандированы в Восточную Пруссию. 9 сентября (27 августа по ст.ст.) поручик Гродненского крепостного авиаотряда А.И. Семёнов с наблюдателем корнетом Николаевым при перелете через озеро Мейер заметил германский аэроплан, летевший к крепости Летцен. Обойдя его с правой стороны, поручик Семёнов атаковал и заставил спуститься ниже немецкий самолёт и изменить направление его полета в район своих позиций, где тот был обстрелян русской пехотой и около озера упал. За это авиатор был представлен к ордену Св. Георгия 4-й степени. В наградном листе, в частности, отмечалось: «…за то, что производя 26-го, 27-го и 28-го августа 1914 г. с опасностью для жизни ряд боевых воздушных разведок в Восточной Пруссии, дал весьма ценные сведения о противнике и способствовал уничтожению неприятельского аэроплана». Кстати, это был второй воздушный бой, проведённый русской авиацией в мировой войне. Авиационная разведка силами крепостного авиаотряда производилась и в последующие дни.

                                                                                                       Алексей Иванович Семёнов

Однако крепостной авиаотряд понёс в сентябре очень тяжёлые потери. 9 сентября (27 августа) своими же войсками (288-м пехотным полком) в районе дер. Бенгхейм были обстреляны 4 аэроплана Гродненского крепостного авиаотряда. «Фарманы» снижались к своим войскам и попали под ружейный огонь. Причём огонь пехоты не прекращался, даже когда аэропланы приземлились. Самолёты получили серьёзные повреждения. Среди авиаторов имелись убитые и раненые. Так в этом полёте погиб пилот Гродненского крепостного авиаотряда поручик З.П. Лемешко и наблюдатель ст. унтер-офицер Доброшинский. Были ранены ефрейтор К.Д. Будзько, рядовой И.Д. Коротков. Рядовой Н.Н. Зыков пропал без вести на следующий день, при отступлении войск из Бенгхейма. Русская пехота приняла свои самолёты за германские. Командующий 1-й армией генерал фон Ренненкамф в приказе от 11 сентября 1914 г. отметил: «Штаб-офицер, так мало разбирающийся в обстановке, подверженный панической боязни перед появление своих даже аэропланов, принимаемых им в силу паники за немецких, не может командовать частью, поэтому приказываю полковника Ратькова считать устранённым от должности командира полка». Командующий северо-западным фронтом генерал Н.В. Рузский отдал приказ, в котором в частности отмечалось: «…открывать огонь по воздухоплавательным аппаратам, если опознавательные знаки не видны, только в том случае, когда аппарат будет бросать бомбы или сигнализировать неприятелю особыми ракетами».

К 28 (15) сентября 1914 г. в крепостной авиаотряд потерял 6 аэропланов. В его составе оставалось 5 офицеров-лётчиков и только два аэроплана. С завода Щетинина ожидалось поступление 4-х аэропланов «Фарман-XVI». Однако в начале октября в отряд с завода Щетинина прибыли целых шесть аэропланов. В отряде имелся следующий боезапас: 15 больших бомб системы поручика Гельгара, 50 20-фунтовых бомб системы капитана Орановского, 40 48-линейных гаубичных.

Осенью 1914 г. в авиаотряд поступили 6 новых аэропланов «Фарман-XVI» производства завода Щетинина. Испытания аппаратов показали, что все  аэропланы имели изношенные французские двигатели «Гном», а сама конструкция самолёта была слишком перегружена. Тем не менее, жалоба на завод ни к чему не привели: двигатели не поменяли. По штату военного времени должен был иметь 6 офицеров, 63 строевых и 6 нестроевых н.ч. В ноябре 1914 г. в авиаотряде служили 4 офицеров, 57 строевых и 6 нестроевых н.ч.

На конец 1914 года в отряде были 7 самолётов «Фарман» (один из них – 22-й серии производства завода Анатра, г.Одесса, остальные – 16-й серии). В отряде служили 5 офицеров – военных лётчиков (шт.кап. Брандт, Компанейцев, поручики Шоманский, Семёнов, корнет Абамелик).

Аэропланы крепостного авиационного отряда на протяжении декабря 1914 – января 1915 г. не производили полётов (с 20 декабря по 23 янв. по ст.ст.) из-за туманной погоды. Все аппараты были исправны. В отряде числились: 1 аппарат «Фарман-XXII», 5 аппаратов «Фарман-XVI». Ещё один самолёт «Фарман-XVI» был запасным и хранился в разобранном виде. В конце 1914 года в авиаотряд должны были поступить три 1,5-тонных грузовых автомобиля. Также в отряде должны были иметься два легковых автомобиля. В конце 1914 – начале 1915 года в авиаотряд поступили два грузовых автомобиля «Федераль» 1,5 т. и два легковых – «Кейс» и «Гупмобиль». Все автомобили поступили из Военной автомобильной школы.

С конца января – поручик Семёнов был в командировке в Севастопольской авиационной школе для обучения на аэроплане «Моран Парасоль» (приказ об этом был отдан ещё в начале января 1914г.). Служили в авиаотряде и пилоты – нижние чины: мл. унтер-офицер Аркадий Ионин и рядовой Василий Леонтьев. За каждым пилотом был закреплён аэроплан «Фарман» (4 – за офицерами и 2 за нижними чинами).

1 февраля (19 января) 1915 г. из штаба 10-й армии (ген. Будберг) поступило предложение в штаб С.-З. фронта отправить Гродненский крепостной авиаотряд в состав Лыкской группы для обеспечения разведки на фронте. 2 февраля разрешение командующего было получено. Однако последующие события не дали реализовать эти планы. Также по приказанию командующего С.-З. фронта о базировании всех авиаотрядов 10-й и 12-й армий на 4-я авиационную роту. Гродненский крепостной авиаотряд также вошёл в их число.

В результате немецкого наступления, 10-я армия понесла серьёзные потери и вынуждена была спешно отступать из Восточной Пруссии. ХХ корпус генерала Булгакова попал в окружение. Фронт стремительно приближался к Гродно. Авиация крепости проводила разведку. Так 12 февраля  авиационный отряд всеми аппаратами проводил разведку в районе Райгород – Граево – Просткен (все населённые пункты юго-западнее г. Августов). Однако, вследствие ветра, дождя и тумана лётчики возвратились, не дойдя до указанного района.

Проводился и поиск ХХ корпуса, связь с которым отсутствовала. Однако плохая погода (туман и проливной дождь) мешали вылету авиации из крепости Гродно. Крепостная авиация поднималась в воздух 18 и 20 февраля. Однако нужных данных вновь получено не было. Так 20(7) февраля, по распоряжения ст. адъютанта отдела генерал-квартирмейстера штаба 10-й армии полковника Ю.Н. Плющевского аэропланы крепостного авиаотряда попытались взлететь. Туман и низкое давление не давали моторам развить нужную тягу. «Фарман-XVI» поручика Шоманского поднялся в воздух, но смог долететь только до Лососны и вернулся обратно. Туман не позволял подняться выше 100 м. После этого произвёл взлёт аэроплан корнета Абамелика и наблюдателя штабс-капитана Черняева. Но вскоре самолёт «соскользнул на крыло и упал». Оба авиатора получили сильные повреждения. Самолёт был полностью разбит.

ХХ корпус был разбит и капитулировал, практически дойдя до гродненских фортов. Начались бои на крепостных позициях. Немцами был взят Сопоцкин, Липск, захвачена высота 100.3 сажени (213 метров) у деревни Ратичи – перед фортом № II. Во время этих боёв крепостной авиаотряд помогал пехоте и артиллерии. 23(10) февраля разведку проводил поручик крепостного авиаотряда Р.К. Шоманский. Вот что было записано в его наградных листах об этом полёте: «… 10-го февраля (по ст.ст.) 1915 г., управляя аэропланом, произвел воздушную разведку над расположением противника, и будучи обстрелян артиллерийским и ружейным огнем, с явной опасностью для жизни, определил расположение неприятельской артиллерии. Добытыми данными разведки воспользовалась наша крепостная артиллерия и своим огнем привела к молчанию тяжелую батарею противника, чем значительно облегчилось занятие нашими войсками высоты 100.3 (10.06.1915)».

23(10) марта 1915 года, по приказу № 104 Главнокомандующего Северо-Западным фронтом Гродненский крепостной авиаотряд был переформирован в 28-й корпусной авиаотряд с подчинением коменданту крепости. 20 марта у деревни Курьянка погиб, в результате падения аэроплана, командир отряда штабс-капитан Брандт. После его гибели в командование отрядом вступил шт.-капитан Компанейцев.

В Гродно в это время также базировались самолеты Гренадёрского корпуса (два «Ньюпора», № 238 и 238). Интересно, что поручик Семёнов (в командировке для дальних разведок в Олите, а с начала мая в Ковно) обучил самостоятельно на «Фармане-XVI» полётам ефрейтора авиаотряда Гренадёрского корпуса Митрофана Павленко (всего налетал 15 часов, 25 полётов). Из-за неполадок в самолётах 28-го авиаотряда пробные полёты делали Компанейцев и Семёнов. В мае – начале июня из крепости Ковно регулярно вылеты проводил поручик Семёнов. Вольноопределяющийся Адлер совершил вылет по маршруту Тартак – Сувалки. Также в командировку в Берзники в мае были посланы лётчики корнет Абамелик, ун.-оф. Ионин и вольноопределяющийся Адлер. В некоторых случаях авиаторы скидывали бомбы на расположение германских войск. В отряде имелись 3 исправных самолёта: «Моран-Парасоль», «Фарман-XVI» и «Сопвич». В ремонте  находились – «Альбатрос», «Моран-Ж», «Фарман-XXII» и три «Фармана-XVI». Эти три «Фармана» производства завода Щетинина, поступившие в отряд в коробках, были очень плохого качества. Многие части не были подогнаны. Самолеты были перегружены. Это снижало и без того небольшой радиус их действий. Ещё два «Фармана-XVI» находились в сборке.

27(14) мая во время полета в Берзниках сильно разбился на «Фармане-XVI» корнет Абамелик. 3 июня в крепость Гродно вернулся из командировки в Ковно поручик Семёнов с наблюдателем подпоручиком Бернардом. Уже на следующий день они вылетели на разведку. 10 июня (28 мая) в Берзники из Гродно перелетел экипаж лётчика Адлера и шт.-кап. Черняева на «Фармане-XXII». В тот же вечер они вылетели по маршруту Берзники – Тартак – Нововесь – Вигры – Сейны – Берзники.

В середине мая в 28-м КАО находились: 1 – «Фарман-XVI», 1 – «Моран-Парасоль», 1 – «Сопвичь», в починке «Альбатрос», «Моран-Ж», «Фарманов-XVI» три, 1 – «Фарман-XXII», собираются два «Фармана-XVI». В отряде служили – шт.-кап. Компанейцев, поручик Шоманский, Семёнов, корнет Абамелик, ун.-оф. Ионин и вольноопределяющийся ун.-оф. Адлер. В апреле-мае авиаотряд находился, в Гродно, полётов для разведки не проводил из-за поломок и командировок летчиков.

Летом 1915 года авиаотряд находился в подчинении штаба армии. 31 августа – 3 сентября 1915 года прошли непродолжительные бои за крепость Гродно. Уничтожив большинство укреплений, крепость была оставлена. Авиаотряд не принимал участия в этих боях. В дальнейшем 28-й КАО действовал на фронте

 

В Гродненском крепостном авиаотряде (28-м КАО) служили:

 

 ► штабс-капитан Алексей Яковлевич Брандт – командир отряда (до марта 1915г.), командир 28-го КАО. Родился 23.03.76г., православный, из потомств. дворян Саратовской губ. Саратовская гимн., курс в Моск. и С. Петерб. ун-тах. выпускник Михайловского арт. училища, электротехн. курс при С.Петерб. орудийном заводе. Офицерская воздух. школа и авиационный отдел при Офиц. возд. школе. Звание военлёта. Участник рус.-яп. войны. В 1-м Владивостокском крепостном артиллерийском полку. Начальник Гродненского крепостного авиаотряда с 25 ноября 1913 г. Убит с падением аэроплана 20 марта 1915 года у дер. Курьянка, Августовский лес. Награжд. Станисл. 2-й ст. в 1914г. Дочь и сын. РГВИА. Ф.16196. – Оп.1. – Д. Именной список потерь. – Л. 33об.

 ► штабс-капитан Николай Фёдорович Компанейцев – с декабря 1913 г. по март 1915 г. младший офицер Гродненского крепостного авиаотряда; с амрта 1915г.  в 28-м КАО, командир. 25.01.1885 - 20.08.1942 г., из мещан г. Иркутск. Православный. Образование: 5 классов Иркутского горного училища, Иркутское юнкерское пехотное училище, Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. Выдержал экзамен на звание «военного летчика», младший офицер Гродненского крепостного авиационного отряда (с 25 ноября 1913г. по ст.ст., 6.12.1913). Прослужил в нём весь период его существования. Награждён Георг.оружием (Золотое оружие «За храбрость») за подвиг 12.02.15г.(ст.ст.). Врид начальника 28-го корпусного авиационного отряда (бывший Гродненский крепостной авиационный отряд), начальник 28-го корпусного авиационного отряда (1.04.1915), врем. командующий 27-м корпусным авиационным отрядом, помощник командира 1-го авиационного дивизиона, помощник Инспектора авиации армий Северного фронта по технической части. 6.01.1918 г. избран командиром 1-го авиационного дивизиона. 6.05.1918 г. совместно со штабом Приволжского военного округа эвакуировался в г. Самару. С 12.06.1918 г. до сентября 1918 г. начальник Отдела авиации и воздухоплавания при Главном инженерном управлении Народной армии. С 24.10.1918 г. помощник начальника Управления Военного воздушного флота при штабе Верховного главнокомандующего А.В. Колчака. С 11.10.1919 г. и.д. начальника воздушного флота Оренбургской армии. В ноябре 1919 г. сдался красным. С января 1920 г. в резерве авиационных специалистов Восточно-Сибирской Красной Армии. С 13.02.1920 г. начальник Управления воздушного флота Восточно-Сибирской Красной армии. 16.03.1920 г. арестован и «обвинен в контрреволюционной деятельности». 11.10.1920 г. постановлением Коллегии Московской ЧК «осужден на принудительные работы до конца гражданской войны». Амнистирован. С 18.12.1920 г. помощник начальника 6-го авиационного поезда, до 1.05.1921 г. «заведующий кладовыми Главного авиационного склада». 12.11.1921 г. зачислен в резерв. 16.11.1921 г. «уволен в бессрочный отпуск». Арестован органами ОГПУ и 5.04.1931 г. осужден Тройкой ОГПУ Московской области за «антисоветскую пропаганду и агитацию» к 3 годам ИТЛ. 9.07.1938 г. осужден вторично по той же статье Особым совещанием НКВД СССР к 8 годам ИТЛ. 8.07.1942 г., не выходя из заключения, вновь осужден Особым совещанием НКВД СССР и приговорен к 8 годам ИТЛ. http://www.regiment.ru/bio/K/81.htm

 ► поручик Роман Карлович Шоманский – с января 1914 г. по март 1915 г. в Гродненском крепостном авиаотряде; с марта 1915г. в 28-м КАО. 14.02.1887 г.р. Из потомственных дворян Волынской губ. Образование: Павлоградское 4-классное городское училище, Одесское пехотное юнкерское училище, Офицерская воздухоплавательная школа (1913), Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы, младший офицер Гродненского крепостного авиационного отряда (13.01.1914). Награждён Георгиевским оружием за подвиг 10 февр.15г. проводил разведку высоты 100,3 под огнём артиллерии и ружейным. С 22.03.1915 г. в 28-м корпусном авиационном отряде. Начальник 23-го корпусного авиационного отряда (20.08.1915), убыл в распоряжение командира 7-й авиационной роты (28.12.1915), в 9-м корпусном авиационном отряде (17.01.1916), переведен в авиационный отряд Военной школы летчиков-наблюдателей (14.02.1916), помощник командующего 6-м авиационным дивизионом (16.10.1916), командующий 6-м авиационным дивизионом (10.10.1917). Прибыл на службу в Добровольческую армию (15.09.1918), прикомандирован к Авиационному парку (1.11.1918), приступил к формированию 2-го авиационного дивизиона (6.01.1919), «назначен в комиссию для производства испытаний по технической подготовке офицеров и добровольцев, прибывших из частей армии для назначения в авиационную школу и школу авиационных мотористов» (13.01.1919), председатель комиссии для организации авиационных частей (15.01.1919), командир 2-го авиационного дивизиона ВСЮР (19.01.1919), выговор за неудовлетворительное состояние 4-го авиационного отряда, где наблюдался «упадок дисциплины и доверия к офицерскому составу среди солдат» (17.11.1919). В эмиграции в Польше владелец завода пропеллеров, с 1940 в США. http://www.regiment.ru/bio

 ► поручик Алексей Иванович Семёнов – с июля 1914 г. в кр. авиаотряде. С марта 1915г. в 28-м КАО. родился 1.03.1889 г., г. Брянск - Православный. Из мещан. Образование: Брянское 7-классное техническое училище, Алексеевское военное училище, Теоретические курсы авиации им. В.В. Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте, Севастопольская военная авиационная школа (1914). В Гродненском крепостном авиационном отряде с 31.07.1914г. Георгий 4-й ст. за разведку 26-28 авг.1914г. В 28-м корпусном авиационном отряде (с марта 1915г.). Начальник 22-го корпусного авиационного отряда (25.06.1915-10.06.1916), 27.07.1915 г. получил рваную рану голени и туловища, так как «в момент посадки аэроплана на землю, под аэропланом взорвалась бомба, застрявшая внизу аппарата при бросании ее в немецкие войска». Помощник командира 4-го авиационного дивизиона (10.06.-29.07.1916), в 4-м авиационном дивизионе (29.07.1916), врем. командующий 4-м авиационным дивизионом  (13.08.1916). 07.07.1919 г. — прибыл и зачислен в списки Егорьевской Школы Авиации РККВВФ на должность старшего инструктора /Приказ по Школе 177/. 31.10.1919 г. — На основании приказа Реввоенсовета № 1831 переименовывается в «Красные Военные Летчики» /Приказ по Школе 370/. На 01.12.1919 г. — Старший Инструктор Отдела Егорьевской Школы Авиации РККВ ВФ в городе Зарайске. Послужной список находится в деле "Послужные списки сотрудников Петроградских воздухоплавательных курсов", 01.12.1919 - 18.07.1920. http://www.regiment.ru/bio/S/82.htm

 ►корнет 14-го гусарского Митавского полка Александр Соломонович Абамелик - с июля 1914г. в крепостном авиаотряде; с марта 1915г в 28-м КАО. корнет 14-го гусарского Митавского полка– 1888 г.р., православный. Князь. Сын ген.-лейт. Закончил Суворовский кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище, авиационный отдел Офицерской воздух. школы. В Гродн. авиаотр. с 26 июля 1914г. В 28 корпусном авиаотряде с марта 1915г.

 ► поручик Захар Прокофьевич Лемешко – пилот, в 1914 г. служил в Гродненском крепостном авиаотряде; погиб 9 сентября 1914г. от «дружественного» огня у Бенгхейма

 ► корнет Николаев – наблюдатель, в Гродненском крепостном авиаотряде. Поручик летал на самолёте «Лебедь-VII»;

 ► корнет Аболешев – в Гродненском крепостном авиаотряде;

 ► унтер-офицер Роман Николаевич Доброшинский – в 1914 г. в Гродненском крепостном авиаотряде служил наблюдателем, погиб 9 сентября 1914г. в результате «дружественного» огня у Бенгхейма

 ► ефрейтор Константин Доминикович Будзько – Гродн.губ., Слонимск. у., дер. Будзьки. ранен у Бенгхейма в результате «дружественного» огня

 ► штабс-капитан Владимир Александрович Черняев – с декабря 1914 г. в Гродненском крепостном авиаотряде наблюдателем; с марта 1915г в 28-м КАО. 22.07.1885 г., г. Москва - после 1922 г. Православный. Из потомственных дворян Симбирской губ. Сын чиновника. Образование: Симбирский кадетский корпус, Александровское военное училище, Военная авиационная школа.
в 1-м Владивостокском крепостном артиллерийском полку (8.08.1907), младший офицер 6-й роты (8-12.08.1907), старший офицер 7-й роты (12.08.1907-3.10.1908), учитель полковой учебной команды (13.10-12.12.1908), обер-офицер для поручений при штабе 1-й Владивостокской крепостной артиллерийской бригады (18.01.1911), при управлении 1-й Владивостокской артиллерийской бригады (9.08.1912), переведен в Гродненскую крепостную артиллерию (18.10.1914), вр.и.д. заведующего хозяйством 5-го дивизиона 1-й осадной артиллерийской бригады (24.11.1914), прикомандирован к Гродненскому крепостному авиационному отряду в качестве наблюдателя (26.12.1914), адъютант 28-го корпусного авиационного отряда (29.12.1914), обучался в Военной авиационной школе (20.08.1915-16.04.1916), переведен в 34-й корпусной авиационный отряд (18.04.1916), начальник 22-го корпусного авиационного отряда (15.06.1916), командующий 7-м Сибирским корпусным авиационным отрядом (6.02.1917), переведен в 6-й авиационный парк заведующим технической частью (4.06.1917), и.д. командира 6-го авиационного парка (18.12.1917-15.02.1918).
Прочие сведения: «освобожден от службы в Красной армии, как призывник 1906 года» (27.02.1918), в октябре 1919 г. мобилизован на службу в РККА, назначен заведующим отделением Управления всеобщего обучения Дриснинского уездного военного комиссариата, с декабря 1920 г. начальник 1-го авиационного поезда-мастерской, с мая 1921 г. заведующий полетной частью Самарской гидроавиационной школы, с октября 1921 г. по май 1922 г. в резерве Дивизиона авиационных специалистов, 10.05.1922 г. «освобожден от службы по достижению предельного возраста». http://www.regiment.ru/bio/Ch/5.htm

►Георгий Петрович Адлер – 29 лет в 1915г. Сергиев посад. Русский, православный. Заводской инженер. Лётчик 28 КАО. Катарракт желчных протоков. Доставлен из под Сувалок.

► рядовой Иван Данилович Коротков– Тверская губ., Корчевский у., ранен у Бенгхейма в результате «дружественного» огня

► рядовой Николай Николаевич Зыков – Тверской губ., Тверского у., пропал без вести в сент. 1914г. при отступлении из Бенгхейма

► обозный Иван Феоктистов

 

Использованы материалы:

  1. РГВИА. Ф. 2003. Оп.2 Д. 612. Л. 57
  2. РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 616. Л. 55
  3. РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 615. Л. 197
  4. РГВИА. Ф. 2019. Оп. 1. Д. 542. – Л.154, 156
  5. РГВИА. Ф. 2144. Оп.1. Д. 765. Л. 48-48об
  6. РГВИА. Ф. 2144. Оп. 1. Д. 793. Л. 66, 127, 152
  7. РГВИА. Ф. 2144. Оп.1. Д. 890. Л. 28.
  8. РГВИА. Ф.13129. Оп.1. Д. 78. Л.3об
  9. РГВИА. Ф. 13129. Оп. 1. Д. 187. Л. 44, 52.
  10. РГВИА. Ф. 16196. Оп. 1. Д. 1144. Л. 21
  11. Пивоварчик С.А. Авиационное обеспечение Гродненской крепости накануне Первой мировой войны./ Война и оружие. Новые исследования и материалы 2016. Часть 4. – С.338-341.
  12. Российская армейская авиация в I мировой войне. http://www.airwar.ru/history/af/russia1w/russia1w.html
  13. Семенов Алексей Иванович. Авиация и воздухоплавание до Второй мировой войны. http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=765
  14. Лашков А.Ю. Опознавательные знаки авиации России// Военно-исторический журнал. 2002. №8. С.47-49. http://august-1914.ru/lashkov2.html
  15. По материалам сайта: http://www.regiment.ru/bio/Sh/9.htm